Homo Excogitatoris
Челове́к дизáйнер
Я начинаю цикл постов о внутреннем дизайнере, в первую очередь мне интересно мысли переложить в текст, во-вторых, возможно найдется тот, кто в моих размышлениях узнает себя, в-третьих, мне интересен вопрос с профессиональной точки зрения.
Итак, середина 2013 года, Антон Шнайдер взбудоражил профессиональное сообщество советами о развитии дизайнера, прежде чем продолжать читать дальше, советую прочитать первую и вторую части совета на сайте Бюро Артёма Горбунова.
Антон начал в Студии Артемия Лебедева ведущим дизайнером, создал и продолжает заниматься собственным проектным бюро S-I-L-A, сейчас работает Арт-директором в Яндексе.
Ступени развития дизайнера, описанные в советах, не являются единственным верным путем, вернее этот путь может быть нелинейным и непоследовательным. Развитие дизайнера может не содержать в себе те или иные ступени из системы, а может и не содержать совсем ни одной. Возможно, развитие может быть вне системы.
Бывает так, что новичок в профессии выдает решение на уровне мастера своего дела, не копируя чье-либо решение. Предложенный вариант решения задачи успешно проходит испытание реальностью. Возникает вопрос, как у этого парня получилось?
Наши родители в этом случае сказали бы: «Устами младенца глаголет истина». Что еще удивительней, это то, что когда парень-дизайнер становится профессионально выше по лестнице, он уже не может выдать решение подобное тому, что было в начале его пути. Не только не может, но и не знает, как это сделать.
А проблема в том, что порой весь наработанный нами «багаж» не помогает, а скорее больше только мешает. И вот тут необходимо преодолеть данные барьеры, это как «кризис среднего возраста» только в профессии. Преодоление барьеров — выход из зоны комфорта или «перезагрузка организма», да как бы это не звучало заезженно, но это так. Все это слышали, кое-кто даже знает, что с этим делать, но не все понимают, что должно измениться внутри и в чем это будет выражаться.
Необходимо не только сделать себе некомфортно, а изменить свой день полностью, до неузнаваемости. Выбить из под ног организма привычный распорядок дня, а мозг все чаще помещать в нетривиальные ситуации. Да, мозг устроен таким образом, что будет стремиться к автоматизации дня организма, который его перемещает в пространстве. Мозг будет изо всех сил стараться вернуться в состояние равновесия, но необходимо помнить, что нет ни одного более ленивого органа в организме человека, чем мозг.
Антон упоминает в описании последней ступени развития дизайнера следующие отличительные черты: «Художник. Отмороженный, по мнению остальных, человек. Бывает сложно понять его поступки». Так же одним из приемов преодоления барьеров является эпатаж, когда творцы что-то специально делают на публику вопреки устоявшимся представлениям зрителей, но делают они это не только для окружающих, но и для себя, для того чтобы снять барьеры опыта (решение-шаблон). Тем самым, войти в состояние, в котором они смогут максимально решить задачу.
Древнеримский философ Цицерон утверждал, что человек может быть искренним лишь в пяти случаях — обезумев, по неосторожности, будучи пьяным, во время сна и в детстве.
Дизайнер «Художник» может выйти за рамки шаблонов и посмотреть иначе. Выйти за рамки шаблонов может и новичок в силу отсутствия опыта, но разница лишь в том, что художник сделает это осознано и под контролем, а новичок интуитивно может предложить верное решение.
Иллюстрация: Франсиско Гойя, Сумасшедший дом (1812—1814), Мадрид, Академия Сан Фернандо