Блог Ромы Филиппова

Обо мнеИзбранное Вредный дизайнер

5 субъективных уроков книги Скотта Хёрфа «Как создать продукт, который полюбят»

Книга читается легко. Много иллюстраций облегчит понимание вне зависимости от опыта читателя, если и встречается терминология, то она тут же на месте разъясняется. Понравится дизайнерам или менеджерам, которые в начале своего пути и даст отличные идеи чем можно будет разбавить трудовые будни и поэкспериментировать с внедрением методик у себя в команде. Тут же в конце каждой из глав есть список дел, которые автор рекомендует сделать «прямо сейчас».

В начале книги одна из глав полностью отдана предмету, чем же всё-таки занимается продуктовый дизайнер. Но нужно учесть, что автор описывает своё виденье исключительно в тех условиях, которые ему близки. В России от компании к компании ваши обязанности и зоны ответственности могут сильно различаться, но принцип останется прежним.

Для ребят с опытом книга будет больше поверхностной и мало что даст в плане новых знаний или мыслей, скорее поможет структурировать уже имеющиеся знания. Интересны будут интервью в конце каждой главы с дизайнерами из разных продуктов с глобальным масштабированием и их философия отношения к работе.

Итак, чем же для меня эта книга оказалась полезной:

  1. Несмотря на осознанное принятие и понимание рисков в стартапе стоит с осторожностью относиться к тому, что люди говорят. Если есть возможность, то лучше смотреть что они делают в реальных условиях. Помните, что есть большая разница между «хочу» и «буду».
  2. Понравился подход Amazon с разработки продукта «задом наперёд». Суть заключается сначала работы над продуктом с пресс-релиза, часто задаваемых вопросов, описания пользовательского опыта и руководства пользователя. На самом деле очень похоже на запуск лэндинга для тестирования спроса для несуществующего продукта.
  3. Начинать проектировать интерфейс повествованием. Не нужна глубокая аналитика, схемы, прототипы и прочие артефакты, берём несколько наиболее частотных кейсов и включаете в себе сценариста, так проще передать эмоциональную составляющую будущего продукта/функции.
  4. Первый раз услышал о поведенческой модели Фогга, она про мотивацию и про совпадение стимулов и возможности в момент времени. Материал всё равно после прочтения придётся дополнительно искать, поэтому яндекс в помощь.
  5. Продукты с физическим взаимодействием в обязательном порядке тестировать на пользователях, а ещё желательно в разных эмоциональных состояниях. Отличная история про дизайн телефона от Германа Дрейфуса с помощью HCD и его процесс работы над удобством трубки телефона модели Bell 302.

10 субъективных уроков книги Дэвида Хэнда «Тёмные данные»

Прежде чем начать, хочу выразить благодарность Алексею Рытову (автору канала «Притчи продуктолога») и издательству «Альпина Паблишер» за возможность ознакомиться с книгой.

Несмотря на то, что книга про статистику, отмечу что она написана доступным большинству читателям языком, без обилия заумной терминологии, а там, где она встречается есть пояснение обычным языком с примерами. Основной посыл книги — относитесь к данным с подозрением, по крайней мере пока не будет доказано, что они адекватны и точны. Итак, приступим:

  1. Урок, усвоенный спустя треть книги, после диссонанса названия и содержания — перед выбором книги обязательно читать название и описание на языке оригинала. На русском языке полное название книги «Практическое руководство по принятию правильных решений в мире недостающих данных» — маркетинговая локализация. На самом деле книга называется «Why what you don’t know matters», что можно перевести как «Почему, то, что мы не знаем — важно», и это больше подходит под содержание книги.
  2. Как бы вы не хотели принять правильное решение, всегда есть данные, о которых мы не знаем, не можем принять во внимание, и которые способны исказить результат и выводы. Необходимо постоянно быть начеку и если есть возможность задавать себе вопрос: «Что мы упускаем?».
  3. При проведении проверки гипотез соблюдать баланс между данными описывающие предмет/объект/процесс/субъект исследования (административные данные) и не забывать про данные, описывающие причины различных явлений или действий. Административные данные можно искать в открытых данных.
  4. Понимать и определить минимально достаточный предел выборки перед началом количественного исследования в вашем случае. Цитата из книги: при прочих равных условиях выборка численностью тысячу человек для населения в миллион обычно дает такую же точность, как и для населения в миллиард. Это верно, несмотря на то что отношение выборки в совокупности в первом случае будет один к тысяче, а во втором — один к миллиону.
  5. Невозможно измерить всё. Казалось бы, банально, но когда нужно ввести какую-то метрику, нужно задаться вопросом «Зачем? Ценность метрики в перспективе? Данные, которые она будет собирать, нужны на какой срок? Будет ли искажать выводы в перспективе?».
  6. Будущее за объединением и комбинаторикой данных из разных источников. Яндекс, Мэил уже получают административные данные из всех своих проектов, а вот государство практически в самом начале этого пути с развитием Госуслуг и системами «Безопасный город». Больше всего административных данных, конечно, в государственных структурах.
  7. Даже тщательно разработанные системы неизбежно содержат прорехи. Не нужно играть в идеальность, она все равно будет делать еще один шаг, как только вы будете приближаться. Этот принцип относятся как к разработке фич, так и моделям данных, с которыми вы будете работать. Нужна достаточность для определенных текущих задач.
  8. Избегать в команде информационной асимметрии — это когда кто-то в команде располагает большей информацией, чем другие члены команды. Для одной из сторон какие-то данные являются тёмными, и это ставит её в невыгодное положение в переговорах или конфликтах. Но действительно есть сферы, которые отягощают команду лишними знаниями. Соблюдать в этом баланс.
  9. Когда вам приносят данные, вы должны задать обязательные вопросы: откуда данные, кто их собирал, кто сообщил о наличии этих данные? В случае, если в момент анализа этих данных возникнут вопросы, вы знали и понимали причины и в случае необходимости могли задать вопрос конкретному человеку.
  10. Перед началом вашего исследования необходимо делать все возможное чтобы избежать неполноты и ошибок данных. Это нужно учесть, когда вы составляете список вопросов для опроса или интервью с клиентами, учитывать для каждого из вопросов и связь между текущими вопросами, а также с прошлыми или будущими исследованиями.

Концентрация полезных для меня знания была на последних 70-90 страницах книги, на которых автор описывает различные методы работы с данными, приемами для получения синтетических данных и их интерпретацией. Я бы не назвал это практическим руководством. Содержимое этой части книги сложно уложить в один из пунктов, именно это содержание я определил для себя как максимально полезным в книге, хотя не без лишних избыточных примеров.

Проблема или Задача?

Я как-то задал себе вопрос: «Чем Проблема отличается от Задачи?». Так как вопрос был больше внутренний, то я решил не прибегать к внешним источникам и пришел к тому, что Проблема — еще не сформулированная Задача и пока не ясно каким будет решение. Важно понимать, что Проблема в большинстве случаев мутирует в Задачу/-и, обрастает формулировками, результатами или перестает быть Проблемой и требовать какого-либо решения.

Например, Проблема — люди болеют раком, сейчас очевидного простого решения вроде прививки от рака не существует, но есть большой пласт конкретных задач, которые призваны в итоге изменить статус Проблемы — это в конце концов перестанет быть Проблемой, а Задачи связанные с этой Проблемой будут решены. Дальше будут Задачи эффективности и стоимости решения, но это уже другая история.

Важно понимать, что Проблема может возникнуть и быть точкой отсчета, а может и не быть, до нее могла быть Фантазия это разные понятия. Например, сначала в книгах создали в образ электротранспорта, потом появилась реализация в виде троллейбусов с дорогой инфраструктурой, затем в какой-то момент времени транспорт на ДВС стал Проблемой, конечно с новыми возможностями для бизнеса, в итоге в данный момент времени автомобильная индустрия идет в электрокары. Тоже самое можно сказать сейчас про Фантазии летающего индивидуального транспорта (машины или ховерборды). Надеюсь когда-нибудь появится аппарат, как в Аватаре или Пассажирах, который сканирует тело человека и лечит за минуты.

Я могу заблуждаться, с удовольствием почитаю другие точки зрения.

К посту в блоге наконец-таки подтолкнул пост Даниила Ровицкого, почитайте там интересная дискуссия в ветках комментариев.

Веду телеграм-канал о дизайне в широком смысле Вредный дизайнер

Закон Фиттса

В этом году исполняется 65 лет с момента публикации Полом Фиттсом модели быстрого прицельного движения человека. Для дизайнера интерфейсов этот закон входит в азы знаний. Про сам закон есть масса источников и я сейчас не буду расписывать его суть, для примера ниже я оставлю источники, на которых вы самостоятельно можете познакомиться с принципами работы закона.

В этой заметке я хочу поделиться с вами инструментом, в котором вы или ваши клиенты могут проверить закон Фиттса на себе и получить количественные результаты:

Тест доступен по ссылке http://fww.few.vu.nl/hci/interactive/fitts/
Автор Marcin Wichary

Почитать

Fitts’s Law: The Importance of Size and Distance in UI Design
Брюс Тоньяцини составил тест для дизайнеров взаимодействия на основе закона Фиттса
Совет Ильи Бирмана в Бюро

Посмотреть

by Lexie Kane at Nielsen Norman Group

Веду телеграм-канал о дизайне в широком смысле Вредный дизайнер

Как документировать процесс по генерации документов?

Несколько месяцев назад я закончил один из этапов своего профессионального пути в Лаборатории 365 и сейчас двигаюсь дальше. Я хочу рассказать как мне удалось задокументировать часть разработки связанную с генерацией документов в достаточном объеме для дальнейшего спокойного использования созданной системы в течении двух лет. Я постараюсь максимально дать читателю полезный материал, и в тоже время соблюсти интересы проекта и не разглашать нюансы реализации и внутреннего использования.

Дано:

  1. крутая команда разработки Студии 15 и конечно же менеджер проекта. На момент старта проекта я работал арт-директором в Студии 15
  2. стартап с железобетонными сроками к определенному событию — старт акселерации во ФРИИ
  3. первоначальный набор шаблонов из 15+ документов различного объема от 1 страницы до 100+ страниц в одном документе с разными условиями подключения
  4. сторонний проект, который должен быть интегрирован с будущим решением
  5. дизайнер (аналитик, проектировщик, дизайнер, арт-директор, product owner, менеджер продукта в одном лице)

Задача:

  1. запустить проект к сроку
  2. не сдохнуть команде через полгода в хаосе при подключении нового функционала и еще большего объема документации в системе (в случае подтверждения гипотезы)
  3. минимальным количеством букв и затраченных сил добиться пригодной документации
  4. отчуждаемость документации любой команде/любому сотруднику не в контексте

Сразу оговорюсь, что шаблоны документов были сделаны без какой-либо методологии, я руководствовался исключительно спецификой проекта, здравым смыслом и жутким ограничением во времени.

Анализ и подготовка

Надеюсь что вы начинаете любую нетривиальную задачу с анализа материала, в моем случае материалом были шаблоны документов. Мне необходимо было определить периодичность использования однотипных данных внутри одного документа и между документами. Это было необходимо для понимания, нужна система именно сейчас или можно сначала быстро сделать на коленке, а потом разбираться с полученным результатом. На тот момент было принято решение что система нужна, так как практически все данные, в том или ином объеме, повторялись внутри одного документа и во всем пакете документов — а это верный признак путаницы уже на втором-третьем документе при подключении.

Следующий шаг — понять состояние чистоты разметки документов. Объясню. Дело в том, что я получил уже заполненные шаблоны документов от методолога — кто, когда и как делал эти документы я не знал, даже если бы и знал мне это мало бы что дало. Документ .docx внутри что-то вроде xml для текста и некоторые элементы визуально могут быть не видны в открытом документе, но в разметке документа присутствовать. Как на эти элементы разметки отреагирует генератор документов и различный софт для просмотра документа — неизвестно. Основная ставка была на Microsoft Word, но есть OpenOffice, LibreOffice и все они могут давать различный результат. Поэтому все шаблоны сначала проходили процедуру очистки стилей — полный сброс любого оформления и повторное оформление стилями документов, где-то с корректировкой структуры документа. И даже после этой процедуры мы собирали проблемы в содержимом документов после генерации. В дальнейшем я пришел к тому, что если документ небольшой, лучше его перенабрать с нуля, а не брать в работу предоставленный методологом шаблон, это здорово экономит время на документах до 5-ти страниц. Никому не хочется потом искать причину, почему что-то поехало, процесс отладки данных случаев крайне утомителен для команды. На этом же этапе, если у вас пакет документов, вы приходите к единообразному визуальному языку.

И раз мы провели обряд очищения документов, то пасхалка в метаинформации напрашивалась сама собой, ведь люди любят делиться хорошими документами

После всех работ связанных с подготовкой документов я приступал к разметке документов для автоматической генерации.

Разметка документов

На этом этапе узнайте у разработчиков формат переменных, который поддерживает выбранный вашей командой генератор документов, чтобы потом не пришлось переделывать. Мне пришлось переделывать, но это было связано с заменой генератора. Новый генератор не смог работать с переменными в прежнем формате, но возможности нового генератора оказались для нас важнее и мы решились на замену.

Проверьте достаточность информации в системе, определите какого объема данных не хватает для  документа. Когда эти данные появятся в системе? Если не хватает данных для самодостаточности документа, лучше его отложить. Что такое самодостаточность документа? В моем случае, был один документ, который мы доделывали в 3 этапа, но самодостаточным он был сразу для одного конкретного сценария, но остальные сценарии не покрывал, поэтому мы приняли решение выкатывать документ на прод оставив для непокрытых сценариев пустые ячейки для самостоятельного заполнения пользователем, и в последующем добили документ с появлением необходимого функционала.

Документация переменных и интерфейса

В начале заметки я написал, что мы были жестко ограничены к определенному событию. Вдобавок ко всему, у меня уже был спланирован отпуск. Когда я был недоступен, но нужно было срочно добавить системную переменную (отсутствует в интерфейсе конечного пользователя), разработчики сами добавляли строку с переменной, а я потом дописывал недостающие условия. В связи с этим спецификация переменных не претендует на правильность и идеальность, но это вполне рабочий документ, который в последствии разрастался и эволюционировал. Основная вкладка в документе структурно не менялась со старта и на момент моего ухода проекта.

Шаблон «Спецификации данных полей», который вы можете брать и использовать в своей работе. В документе я оставил часть данных для примера. Этот шаблон может подойти для документации интерфейса, чтобы контролировать качество разработки — product owner знает какой минимальный результат он получит, разработчик четко понимает какой минимум требуется сделать из описания задачи + спецификации данных полей, а если чего не хватает он об этом скажет, инженер по тестированию ясно видит очевидные кейсы. В итоге, все в плюсе.

По началу документ отнимет значительное количество часов, но затем он кратно сэкономит вам затраченное время, а актуализация будет эпизодически отнимать буквально минуты.

Содержание:

  1. Страница — ориентир человеку вне контекста проекта, где искать. Полезно для нового члена в команде или передачи проекта на аутсорс разработку
  2. Название поля
  3. Тип поля
  4. Обязательность поля в проектах (напоминаю, у нас была БД другого проекта) — маркер синхронизации требования обязательности между документом и интерфейсом. В случае, обязательности информации в документе и система не может другим путем её получить, необходимо будет сделать это поле в интерфейсе обязательным
  5. Маска поля — в нормативной документации четко определен формат записи информации.
  6. Значение по умолчанию
  7. Максимальное количество символов в поле
  8. Масштабируемость поля (зависит от разрешения) — описание поведения элемента интерфейса в зависимости от разрешения
  9. Требование к данным — какое взаимодействие разрешено с элементом интерфейса, и что может придти на вход
  10. Образец успешного заполнения
  11. Плэйсхолдер — подсказка для пользователя внутри элемента интерфейса
  12. Кастомизация поля — нестандартные элементы интерфейса или допиленные под задачи
  13. Дополнительная информация рядом с полем — когда плэйсхолдером не обойтись из-за объема текста, то используем тултип или дескриптор
  14. Тип валидации
  15. Сообщение валидации — условия и ответ системы
  16. Переменная в шаблонах документов — что будет вставлено в шаблон документа
  17. Ссылка на страницу — не использовал в итоге
  18. Расположение поля в интерфейсе — не использовал в итоге

Документация подключения документа

Для получения документа конечным пользователем недостаточно его отредактировать и разметить, документ еще нужно правильно подключить. Особенно важно, если у вас один и тот же шаблон в зависимости от условий меняет свое содержание. Для этого я использовал отдельный документ.

Шаблон «Подключение документов», надеюсь что он кому-то пригодится.

Содержание:

  1. Статус — говорит в каком состоянии на данный момент документ в системе. Один документ мы подключали в 3 этапа, статус документа был «Доработать»
  2. Документ — название документа внутри команды, базы знаний и внутри нашей документации и системы постановки задач
  3. Тип
  4. Формат документа — когда один и тот же документ, может быть в разных шаблонах в зависимости от нормативно-технической документации, которой этот документ соответствует
  5. Формирование — документ может быть просто шаблоном, в который просто подставляются переменные или же из шаблона в 3 стр может получаться 100+ страничные документы — динамические документы
  6. Наличие в пакете — особенность системы, можно получить пакет документов или скачать документы по отдельности
  7. Условие наличия — присутствие конкретного документа в пакете
  8. Особенность подключения — та часть документа, которой нет в шаблоне и она регламентируется кодом.
  9. Ссылка на файл для подключения
  10. Скачать отдельно
  11. Название файла для скачивания — документ в системе может называться как угодно, но конечный пользователь при скачивании должен видеть определенное название

Итого

В результате мной в обоих документах заполнено 362 строки. Внушительный объем? Но на деле это на 30+ шаблонов документов и суммарно затрачено 40-60 часов работы одного человека за два года (1-1,5 недели), без учета редактуры самих шаблонов и формулировки задач на подключение.

Проект успешно прошел акселерацию во ФРИИ и пришел к форме собственной команды разработки. Благодаря существующей документации новым членам команды не пришлось долго вникать, что же было сделано до них в части генерации документов. У всех членов команды был доступ к актуальному состоянию подключенных документов в любой момент времени.

Основные этапы при документации процесса генерации документов:

  1. Анализ содержательной части документов
  2. Чистка стилей документов
  3. Фиксировать переменные параллельно с разметкой документов
  4. Фиксировать нюансы подключения шаблонов документов.

Веду телеграм-канал о дизайне в широком смысле Вредный дизайнер

Кириллица. Где выбирать?

15 лет назад был дефицит хороших шрифтов с кириллицей, их было сложно найти. Основным поставщиком кириллицы был Паратайп и пиратские сайты. Конечно, были авторы, которых знали только участники определенных сообществ, ведь социальных сетей еще не было. Сейчас с поиском и ассортиментом шрифтов стало лучше, но возможно этот список кому-то пригодится.

Заметка — список ссылок из моих закладок, этими ресурсами я пользуюсь сам. Речь пойдет исключительно о покупке шрифта, здесь нет ресурсов с арендой шрифтов. Если вас интересует аренда шрифтов почитайте совет Ани Даниловой, там все разложено по полочкам.

Бесплатные

  1. Google Fonts — пожалуй, самый известный источник бесплатной кириллицы. У ресурса есть свои особенности, например, при подключении шрифта с платформы будьте готовы что при обновлении шрифта на платформе могут отвалиться литеры, в моем случае пропала буква ё. А со шрифтом Lato произошло странное, в какой-то момент полностью пропала из шрифта кириллица.
  2. Fontfabric — их шрифты были трендами в веб-дизайне, помните INTRO и BEBAS NEUE? Сейчас на своей площадке Fontfabric собрали различные бесплатные шрифты с кириллицей разных авторов. Есть бесплатные начертания коммерческих шрифтов Fontfabric с кириллицей.
  3. Шрифт Inter — бесплатный, специально создан для экрана. Особенность в том, что у шрифта очень много настроек, которые вы можете сами поменять в лаборатории.
  4. PT Root UI — бесплатный шрифт от компании Паратайп специально разработанный для экранов. Особенность — большая поддержка различных языков, в том числе поддерживает языки малых народностей, проживающих на территории России.
  5. Fontstorage — начинал свой путь как webfont.ru. Изменили позиционирование и больше развернулись к англоязычным пользователям, но тем не менее у них огромная коллекция бесплатных и условно бесплатных шрифтов и начертаний. Перед коммерческим использованием рекомендую поискать условия лицензии размещенного у них шрифта, они могли измениться. Очень удобный полигон для шрифтов.
  6. Шрифты Миши Панфилова, в большей массе акцидентные. Миша — графический дизайнер, один из участников проекта «Русские Шрифты».

Платные

  1. Паратайп — крупнейший в России магазин шрифтов, качественная кириллица для западных гарнитур от Linotype, Monotype, Bitstream. Регулярные скидки и еженедельные распродажи. Отличные статьи в блоге.
  2. MyFonts — крупнейшая зарубежная площадка по продаже шрифтов. Большинство перечисленных выше словолитен продают свои шрифты на этой площадке. Помимо продажи есть бесплатные сервисы, например, по распознаванию шрифта по картинке.
  3. Fontshop — шрифтовая платформа от Monotype, большой выбор качественной кириллицы. Перед покупкой, советую проверить цену в Паратайпе.
  4. Type.Today — магазин современных шрифтов с качественной кириллицей, в том числе от основателей проекта Ильи Рудермана и Юрия Остроменцкого. Этот проект, помимо шрифтов, интересен тем, что ребята выкладывают у себя в Журнале отличные заметки и подборки шрифтов. Рекомендую подписаться, если вам интересны буквы.
  5. Шрифты Юрия Гордона — качественная кириллица от автора «Книга про буквы от Аа до Яя». Отличительная особенность — система лояльности «Круг друзей ЮГ», которая позволяет получить скидки на начертание до 66%.
  6. Студия Леттерхэд — шрифты Юрия Гордона и Валерия Голыженкова. Сложно сказать лучше, чем сказано на сайте: «Здесь вы найдете свежие, неожиданные, яркие, экспериментальные и всякие разные шрифты, которые помогут сделать ваш дизайн круче гор, вдохновляющим и невероятным» ©текст Студия Леттерхэд.
  7. Typotheque — словолитня из Нидерландов, есть шрифты с кириллицей. Отличается тем, что в работе над кириллицей некоторых шрифтов принимал участие Илья Рудерман.
  8. Grilli Type словолитня из Швейцарии, сотрудничают с различными дизайнерами со всего мира. Есть интересные гарнитуры с кириллицей — GT Pressura, GT Walsheim, GT Eesti.
  9. Pangram Pangram Foundry — вкусные современные шрифты. Бесполезно что-то писать, лучше сами посмотрите.
  10. Русские Шрифты — Миша и Александра в самом начале длинного пути и уже выпустили 12 шрифтов, поэтому на данном этапе нужно их поддержать материально. Как минимум подписывайтесь на них в соцсетях. Кстати, у них есть и бесплатные шрифты.
  11. TypeType — словолитня организованная в 2013 Иваном Гладких для производства доступных шрифтов с кириллицей с ценой 5$ за начертание, но тогда доллар был по 32. Ребята хорошо выросли и делают качественный продукт. Подпишитесь на них на myfonts, частенько делают распродажи по очень доступным ценам.
  12. Студия Артемия Лебедева — обратите внимание на ограничение лицензии на срок действия, если хотите получить бессрочную придется заплатить вдвое больше. Рекомендую эти же шрифты поискать на myfonts и изучить лицензии там. Например, Direct Regular на сайте студии бессрочно будет стоить ≈92$, а на myfonts тоже самое можно купить за 63$, возможно, есть нюансы в текстах лицензий.
  13. Бюро — на данный момент выбора для покупки практически нет, но обещают что скоро будут продавать Бюросериф и Бюросанс.
  14. Parachute — европейская словолитня с внушительным списком шрифтов с кириллицей. Самым распространенным, пожалуй, является DIN.

Бонус: http://www.fontreach.com/#top — рейтинг с возможностью поиска распространенности шрифтов на сайтах.

Знак Томска

Визуализация территорий в регионах пошла на спад, пару последних лет это было повальное освоение бюджетов вместо ремонта фасадов и инфраструктуры для местных жителей. В 2015 года инвестиционный портал Томской области проводил открытое голосование по выбора визуального и вербального образа Томской области — ведь именно визуальная составляющая улучшает инвестиционный климат региона, а не федеральное и местное законодательство по защите частной собственности, защите инвестиций, а также гражданских свобод. Кстати, если вы попытаетесь сейчас почитать положение о том конкурсе или посмотреть новости о нем, то страницы будут недоступны. Это к слову об открытости и целостности информации от государственных структур.

Вернемся к конкурсу, большинство участников не смущало то, что они решали задачу не области, а областного центра. Но позвольте, Томск — это далеко не область и наоборот.

В результате чего было потрачено из бюджета 300 тысяч рублей и ничего не было принято в работу.

Тупик

Итак, летом 2013 года, видимо, меня хорошенько припекло и я написал первый пост о возможности использования дорожного знака тупика в качестве идентификации для Томска. Тогда я просто написал чтобы получить обратную связь, но так ее и не дождался, видимо не до конца сформулировал свои мысли по этому поводу.

... хочется Василия Шукшина в идентификации территории ...

Эта история так и осталась бы без продолжения если бы я не наткнулся на конкурс, упомянутый в начале заметки. И в 2015 году я в Живом Журнале написал продолжение мысли по этому поводу.

Использование этого знака я предлагал не для того, чтобы поржать. Настало время объяснить. Дело в том, что принято ругать Николая Георгиевича Гарина-Михайловского за то, что Транссибирская магистраль прошла мимо Томска, но причин на самом деле было множество. Но благодаря волей сложившихся обстоятельств, мы живем в городе, который нам нравится. Изоляция — хорошо. Да, мое мнение, в корне расходится с глобальными процессами, мнением политиков, и прочих активных товарищей. И я не имею в виду полную изоляцию, так тоже нельзя, но чуть-чуть ограничений это только на пользу. Наше мнение и мнение горожан нужно развернуть на 180 градусов, что тупик это не плохо, а наоборот, это наше преимущество. И на этом нужно строить внутренние и внешние коммуникации.

Тему можно развивать бесконечно долго, но мне было бы приятно приехать в Питер, Самару, Великий Устюг, Красноярск, Хабаровск, ... и прогуливаясь по улицам наткнуться на логотип Томска и вспомнить о малой Родине. В этом сила этого решения, оно универсально и уже внедрено во всех городах России и не ограничивается Россией. А выделять область или населенный пункт среди других регионов и городов нужно другим, не логотипом, а условиями во всех сферах работы и жизни людей.

Для любителей сравнивать буквы — да, подтверждаю, тексты процитированные здесь, и оригинал в ЖЖ отличаются. Я это сделал для того, чтобы тот же самый смысл объяснить более простым слогом.

Сейчас, когда прошло четыре года с последней заметки, хочу дополнить основную канву. Когда я говорю, что изоляция — хорошо, я не имею ввиду «железный занавес». Я против любых ограничений к информации, находящейся в свободном доступе в любой точке мира, будь то научная информация или любая другая, и, как историк я понимаю, есть исключения, но они должны оставаться точечными. Когда я говорю: изоляция — хорошо, я имею ввиду что мы можем сосредоточиться на решении своих проблем и не распылять своего внимания на коммуникациях с соседями. И это не значит, что коммуникаций с соседями быть не должно.

Думаю, что знак тупика никогда не станет официальным знаком Томска, так как просто не хватит воли для принятия официального решения о таком непопулярном образе. Но особенности транспортной доступности Томска уже давно стали фольклором.

Я бы хотел обратиться к сообществу дизайнеров, иллюстраторов, художников и людей с любой формой творчества, давайте каждый сделает свой вариант ТомскаТупика, никаких ограничений по цвету, стилю, реализации нет, единственное требование — считывание знака «тупик» или его присутствие в композиции. Выкладывайте в соцсети с хэштегом #томсктупик и #tomsktupik или присылайте на почту tomsktupik@yandex.ru.

Работы, которые будут присланы и найдены по хэштегам будут опубликованы в Инстраграме tomsktupik. Зарегистрирован домен tomsktupik.ru (скоро там что-то появится). Все работы будут выкладываться с указанием авторства, если вы хотите указать ссылку на компанию и автора — не проблема, пишите на почту, указанную в абзаце выше.

Figma. С чего начать?

Наверняка вы уже слышали и читали о Фигме, но еще не используете ее как основной инструмент. Figma — инструмент дизайнера, который заточен на работу с визуализацией интерфейса и графическим дизайном. Фишка Фигмы в одновременной коллективной работе над одним проектом и открытым API. Коллективная онлайн работа может здорово облегчить коммуникацию с заказчиком или командой удалённо.

Я сам в рядах интересующихся Фигмой и майские праздники — подходящее время познакомиться с инструментом поближе. В работе с визуализацией интерфейса я использую Sketch, и сейчас не буду говорить о его недостатках, они есть у любого инструмента.

Почему стоит потратить время на знакомство с Фигмой?

Скетч и Фигма сейчас — Mac VS PC или iPhone VS Android, а это значит, что компании с выстроенными процессами дизайна с большой вероятностью используют один из этих инструментов. Есть еще Adobe XD, но в роли догоняющего, Photoshop тоже еще в ходу, но в продуктовых командах, работающих по Scrum уже вряд ли используется. Компании выбирают инструмент исходя из внутреннего решения команды, а оно может базироваться на процессах, проектах и массе других параметров. Поэтому, как правило, нельзя прийти в сложившуюся команду и использовать или навязывать команде свой инструмент, как правило вам придется разбираться в инструменте в боевом режиме. Поэтому полезно изучить инструмент заранее.

Если у вас есть возможность самому выбирать инструмент работы над проектом, то заранее обговорите это с заказчиком и командой. Помните, что любое изменение в процессе или инструменте может привести к потере времени = денег, за которое заплатит компания или команда, в случае аутсорса разработки может заплатить и клиент.

Почитать

Своим опытом работы в Фигме не могу поделиться, единственное что я в ней сделал, помимо заданий из уроков — иллюстрация к этому посту, затраченное время — 5 минут. Делюсь с вами материалами, которые я нашел для изучения Фигмы.

Саша Окунев написал «Руководство по Figma» опубликованное на /designer. Я читал beta версию книги 1.2, в ней 256 страниц, но на самом деле ее можно прочитать за несколько часов. Книга хороша как для новичков, так и для пользователей Скетча, описаны схожие функции и их различия в обоих программах. Думаю, что Саша ещё будет дописывать некоторые главы, но учитывайте, что в момент появления книга уже устарела. Поэтому актуальную информацию ищите в первоисточнике — описание релизов Фигмы. А еще довольно регулярно выходят статьи в блоге продукта.

UX Tools провел опрос среди 2 775 респондентов из разных стран и опубликовали результаты 2018 Design Tools Survey. Фигма оказалась в списке инструментов, которые большинство респондентов хотело бы попробовать в 2019 году.

Одно из последних сравнений основных функций Figma, Sketch и Adobe XD на момент написания поста от Smashing Magazin. В конце сравнения полезные ссылки на лайфхаки в продуктах.

Посмотреть

В дополнении к книге «Руководство по Figma» советую посмотреть «Подробный курс по Figma» записанный Романом Гореликом на канале Наука Дизайна. В роликах многое повторяется, но есть и множество дополнений, которых нет в книге. Рекомендую смотреть ролики на скорости 1.5, воспринимать контент комфортно и сэкономите порядочно времени.

Заключение

У меня ушел день на то, чтобы прочитать книгу, обзоры и посмотреть курс на YouTube. После полученной информации, я попробую сделать небольшой проект в Фигме и посмотреть как она действительно себя покажет в боевых условиях, но пока впечатления от нее только положительные.

Если у вас есть еще дельные ссылки по Фигме, кидайте в комментарии, думаю не одному мне будет интересно.

Веду телеграм-канал о дизайне в широком смысле Вредный дизайнер

 2 комментария    1633   2019   Figma   Sketch
Ранее Ctrl + ↓